ВЫВЕСТИ НА ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ

 

38-летний физик-ядерщик из Новосибирска Дмитрий Трубицын никогда не думал, что его обогатит пандемия. С 2006 года он торговал системами для очищения и обеззараживания воздуха, которые в 2020-м оказались неожиданно востребованными — почти как гречка. За первый квартал текущего года, на который пришлась вспышка коронавируса, его компания «Тион» выручила 300 млн рублей, что вдвое больше, чем за тот же период в 2019-м.

 Трубицын отучился на физика-ядерщика в Новосибирском государственном университете, а в 2002 году перешел в магистратуру на кафедру химической и биологической физики, где начал изучать методы очистки воздуха от молекулярных примесей. Окончив аспирантуру, ученый решил самостоятельно производить системы для очистки воздуха.

Начинал со знакомыми, в числе которых был кандидат технических наук и уже известный в регионе предприниматель Геннадий Панкеев, совладелец новосибирской сети АЗС «Прайм». Он инвестировал 4,423 млн рублей в обмен на половину компании. Необходимую сумму вплоть до тысячи рассчитал сам Трубицын.

Запускать производство решили с профессиональных систем очистки и проветривания для нежилых помещений — офисов, концертных залов, торговых центров, медицинских и госучреждений. Прототип собирали по собственным наработкам вручную. В основу легли университетские опыты Трубицына по фотокатализу (ускорению химических реакций с помощью света) и эксперименты на самодельном производстве. Каждое изобретение основатель «Тиона» патентовал — всего у компании сегодня 37 патентов.

«Довольно долго мы ползли на окровавленном пузе, потому что постоянно дорабатывали приборы — слушали фидбэк с отвертками в руках»

Через год получили первый работающий прибор. Внешне он напоминал небольшой шкаф, который очищал воздух от пыли, микробов, аллергенов, табачного дыма и других неприятных запахов. А в конце 2007-го нашли первого покупателя — аэропорт Толмачево, руководство которого искало только местного производителя для воздухоочистителей. Этот заказ принес Трубицыну 400 000 рублей выручки. Следом к ученому обратились новосибирский Театр оперы и балета и местный офис табачной компании British American Tobacco. В 2008 году компания заключила первый крупный контракт на 4 млн рублей с бизнес-центром в Грузии — сработали холодные продажи по телефону.

Поначалу между заказами компания едва сводила концы с концами. «Довольно долго мы ползли на окровавленном пузе, потому что постоянно дорабатывали приборы — слушали фидбэк с отвертками в руках», — вспоминает Трубицын. Ему даже пришлось продать подержанную Toyota, чтобы выплатить зарплаты.

На новый уровень «Тиону» помог выбраться московский смог 2010 года. Тем летом компания вышла на столичный рынок и сразу получила шквал заказов от корпоративных и частных клиентов, которые пережидали лесные пожары в городе. За три летних месяца Трубицыну пришлось выпустить воздухоочистителей больше, чем за четыре предыдущих года, выручка выросла до 70 млн рублей в год.

Выйдя в Москву, компания начала заключать договоры с муниципальными и частными больницами, участвовать в гостендерах. Благодаря этому в 2013 году, по словам предпринимателя, выручка «Тиона» выросла до 500 млн рублей в год.

Свободные деньги Трубицын вложил в разработку бытовых приборов для квартир. Выпустил два варианта: бризер — вентиляционная установка с фильтром, которая обеспечивает приток чистого воздуха при закрытых окнах, и MagicAir — гаджет, который измеряет температуру, влажность, концентрацию углекислого газа и управляет климатической техникой.

На волне интереса к здоровому образу жизни и заботы о себе техника расходилась отлично. Компания открыла офисы в Москве, Новосибирске и Шэньчжэне, нашла дилеров в Казахстане, Белоруссии, Украине и Словакии. Сегодня «Тион» продается в 2000 магазинов, в том числе в гипермаркетах «Леруа Мерлен», интернет-магазинах Ozon, «Беру», Wildberries. Выручка за 2018 год, по словам основателя, составила 760 млн рублей, за 2019 превысила 1,1 млрд рублей. В СПАРК с участием Дмитрия Трубицына зарегистрировано семь действующих юрлиц — ООО «Аэросервис», «Ситиэйр», «Тион Инжиниринг», «Тион Профессиональные решения», «Тион Умный микроклимат», «ХК Тион», «Чистый воздух». За 2018 год их совокупная выручка, по данным системы, составила 715 млн рублей. Разницу предприниматель объясняет тем, что зарубежные продажи проходят через юрлицо, зарегистрированное в Китае.

ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА

Серьезных последствий коронавируса для своей компании Трубицын еще в начале февраля не ждал. «Какой-то очередной птичий грипп», — думал тогда он. Но потом решил внимательнее изучить обстановку в Китае и других странах, стал общаться со знакомыми, которые живут за границей, и «понял, что до России тоже докатится».

Для многих бизнесов вирус не предвещал ничего хорошего, но только не для «Тиона». Склады с готовыми приборами начали стремительно пустеть: уже в феврале посыпались заказы частных пользователей, которые на фоне новостей о распространении вируса стали скупать бризеры домой, чтобы снизить риск заражения для себя и родных. В начале марта — от школ, больниц и госучреждений, которые продолжали работать, но были обязаны обеспечить все возможные меры для безопасности учеников, пациентов и сотрудников. Дальше — от небольших предпринимателей, которые начали заказывать системы обеззараживания воздуха в офисы и на строящиеся объекты, появился спрос на переоборудование больниц и лабораторий для работы с больными коронавирусом. «Рост спроса почувствовал почти каждый сотрудник: всем начали звонить знакомые и спрашивать, какое оборудование им нужно, сколько оно стоит и как заказать. На отдел по работе с медучреждениями и корпоративными клиентами вообще сошла лавина заказов, они начали работать в очень интенсивном режиме», — вспоминает Трубицын.

В итоге в марте он продал вдвое больше портативных воздухоочистителей, чем за тот же месяц в прошлом году, в два раза выросли запросы на ламинарные потолки, которые используются в операционных, и канальные очистители воздуха (для мест массового скопления людей, например школ). А количество заказов на профессиональную технику вообще превысило среднемесячные продажи в 20 раз. Выручка компании за первый квартал 2020 года превысила 300 млн рублей, в прошлом году она составляла 143 млн рублей.

«Нам всем начали звонить знакомые и спрашивать, какое оборудование им нужно и как заказать. На отдел по работе с медучреждениями вообще сошла лавина заказов»

Ажиотаж вокруг товаров производства «Тион» подтвердили Forbes представители нескольких маркетплейсов: по данным Ozon, в первом квартале 2020 года продажи «Тиона» выросли в три раза по сравнению с показателями прошлого года, о резком росте спроса сообщили и в пресс-службе интернет-магазина «Беру».

Чтобы хоть как-то справляться с таким шквалом заказов, Трубицыну пришлось увеличить мощности в два раза: нанять новых сотрудников и перевести производство на двенадцатичасовые смены. В мае он планирует установить на заводе круглосуточный график работы. Но даже это не поможет удовлетворить весь спрос, поэтому сейчас команда ищет подходящие площади для развертывания еще одного производства.

Главную причину такого бума предприниматель видит в рекомендациях Роспотребнадзора, которые советуют устанавливать рециркуляторы воздуха (тоже есть в ассортименте «Тиона») и проветривать помещения. При этом член комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Петр Талантов считает, что очистка воздуха не спасет от коронавируса. Минздрав также говорит о неэффективности такого метода борьбы с заболеванием. «Применение различного рода воздухоочистителей […] не является эффективной мерой снижения риска распространения воздушных инфекций, включая COVID-19, из-за недостаточной производительности […] поэтому предпочтение нужно отдавать эффективной механической вентиляции или максимальному постоянному проветриванию», — гласит сайт ведомства. «Понятно, что это не панацея. Поставить обеззараживатель воздуха не означает спастись от коронавируса. Но можно существенно минимизировать риски заражения воздушно-капельным путем, потому что существенная часть молекул вирусов задерживается и погибает в фильтрах», — парирует Трубицын. В качестве доказательства он ссылается на экспертные заключения ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» и ФКУЗ «Противочумный центр» Роспотребнадзора, которые подтвердили эффективность технологии в борьбе с микроорганизмами I-II и III-IV групп патогенности (документы есть в распоряжении Forbes). Информация о том, что COVID-19 относится к одной из этих групп (II), есть на сайте Минздрава.

Чтобы хоть как-то справляться с таким шквалом заказов, пришлось нанять новых сотрудников и перевести производство на двенадцатичасовые смены

Эффект коронавируса будет еще долго играть компании на руку, считает основатель фонда LETA Capital Александр Чачава: «Обеззараживание воздуха особенно актуально сейчас, но и после эпидемии люди более внимательно будут относиться к своему здоровью, так устроена психология человека, сформируется новая привычка за время самоизоляции». Сам Трубицын особенно не рассчитывает на продолжение ажиотажа, но делает ставку на другое. Он уверен, что после всплеска спроса на обеззараживатели и очистители воздуха этой техникой заинтересуются гиганты-производители (например, Xiomi), которым он планирует продавать доступ к технологической платформе и научным разработкам.

Большое спасибо! Данные были успешно отправлены.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!