Новосибирская компания «Тион» от производства приборов по очистке и обеззараживанию воздуха переходи к созданию ИТ-систем по управлению микроклиматом, чтобы удержаться на меняющемся рынке.
Новосибирская компания «Тион» от производства приборов по очистке и обеззараживанию воздуха переходит к созданию ИТ-систем по управлению микроклиматом, чтобы удержаться на меняющемся рынке
Новосибирская компания «Тион» тринадцать лет назад начала бизнес с производства приборов для очистки и обеззараживания воздуха для медицинских учреждений. Выпускники физфака Новосибирского государственного университета разработали свои фильтры и технологии очистки — запатентовали фотокаталитический фильтр, потом технологию, основанную на электростатическом осаждении на пористых средах. В компании утверждают, что занимают половину российского рынка медицинского оборудования по очистке воздуха.
Несколько лет спустя в «Тионе» решили выйти на более массовый рынок и занялись разработкой и производством приборов для очистки воздуха в жилых помещениях. Компания считает себя создателем новой товарной категории в климатической технике — бризеров, устройств приточной вентиляции. Как минимум само слово «бризер» они придумали сами, однако сейчас многие компании пользуются этим наименованием и настраивают именно на него контекстную рекламу. Для обитателей душных квартир в мегаполисах это один из доступных вариантов получить свой глоток чистого воздуха. Бризер — это альтернатива открытому окну, правда с дополнительной опцией — очисткой (а иногда и подогревом) поступающего извне воздуха. Это миниатюрная коробка, которая крепится с внутренней стороны к внешней стене дома и через проделанное на улицу отверстие подает в помещение воздух сквозь систему фильтров. «Тион» вышел с таким прибором на рынок первым еще в 2012 году и занимает сейчас, по собственным оценкам, 50%, конкурируя с несколькими производителями, российскими и зарубежными.
Чтобы оторваться от конкурентов, в «Тионе» в 2016 году вывели на рынок новый продукт — MagicAir. Это станция для управления климатическими приборами, прежде всего самим бризером. В компании решили, что делать просто приборы неперспективно, когда развиваются технологии интернета вещей и «умного дома», тем более что конкуренция на рынках, где сейчас в основном зарабатывает «Тион», становится сильнее. «Мы за рынок бризеров будем держаться всеми зубами до последнего, — уверяет сооснователь компании Дмитрий Трубицын. — Но если не получится удержать свою долю, это нас точно не убьет. Мы будем уходить на уровень вверх, и те, кто сегодня делает те же бризеры, могут стать нашими клиентами. У нас нет иллюзий: рано или поздно какая-то крупная компания заберет себе бóльшую часть рынка бризеров — раз уж их начала недавно делать Xiaomi».
Выручка «Тиона» за прошлый год достигла миллиарда рублей, в этом должна существенно его превысить, говорит Трубицын. «Но последние несколько лет мы росли небыстро — готовили технологический задел, чтобы выйти с новыми продуктами, в том числе на западные рынки, — продолжает предприниматель. — Мы вообще развиваемся ступеньками: сначала период накопления, потом поднимаемся чуть выше. Сейчас вот подходим к концу очередного плато. В следующем году уже вырастем кратно за счет новых продуктов».
В 2017 году у компании случилась серьезная неприятность: против Дмитрия Трубицына было возбуждено уголовное дело по подозрению в изготовлении и сбыте незарегистрированных медицинских изделий. Несколько месяцев он провел под домашним арестом. Обвинение базировалось на том, что компания якобы продавала медицинское оборудование по очистке воздуха, убрав из него фото каталитический фильтр ради снижения себестоимости, что привело к снижению его эффективности и могло навредить пациентам. Этот фильтр «Тион» действительно перестал использовать, поскольку исследования доказали, что без него степень очистки не снижается, а вот энергопотребление становится меньше, что очень важно для больниц. Осенью 2018 года уголовное дело в отношении Трубицына было прекращено из-за отсутствия состава преступления. В прессе высказывалась версия, что «Тион» «заказали» конкуренты. Но, так или иначе, компания вышла из истории, по словам Трубицына, без негативных последствий для бизнеса. «Время было интересное, — говорит предприниматель. — Мы даже немножко повзрослели в итоге. Мы с самого начала понимали, в какой среде будем работать, и принимали на себя ответственность. Так что обиженными себя не чувствуем, и упаднических настроений — что вот не надо ничего делать в России — у нас нет. Это не значит, что мы не продвигаемся сейчас активно на зарубежные рынки, и понятно, что это делается в целях и экономической безопасности, и эффективности с точки зрения диверсификации бизнеса. Может быть, мы на эти планы сейчас чуть больше делаем акцент, потому что нам нужно быстрее становиться устойчивыми, в том числе за рубежом».
Зато перипетии с уголовным делом стимулировали «Тион» быстрее провести давно планировавшиеся организационные изменения компании, утверждает Дмитрий Трубицын: в первую очередь привлечь нового гендиректора с опытом работы на глобальных рынках. «Я счастлив, что компания станет другой», — признается Трубицын.
«Бытовое» направление «Тиона» (куда входят и MagicAir, и бризеры, и ряд других продуктов) уже сравнялось с медицинским бизнесом компании по выручке и, по ожиданиям Трубицына, скоро обгонит его. Дело в том, что здесь есть продукты с высокой ИТ-составляющей, а значит, выпускать их можно гораздо быстрее, чем те же медицинские приборы по очистке воздуха. К тому же потребительский рынок более емкий.
Само по себе устройство приточной компактной вентиляции — это всеобщее достояние, вариации которого известны издревле. Но конкретный прибор со всеми его функциями и разными фильтрами — это уже инженерия и ноу-хау разных производителей.
«Мы не называем «бризерами» похожие продукты других компаний, чтобы избежать недопонимания и возможных проблем с «Тионом»», — говорит Сергей Бойко из компании «Новый воздух», предлагающей широкую линейку устройств приточной вентиляции, которые здесь называют «активными проветривателями». Поставщиков таких устройств пять шесть, среди них европейские, китайские и российские. В этом году на рынок вышла российская компания Airnanny с предложением, ориентированным на родителей, желающих создать идеальный микроклимат в детской комнате: это компактный прибор «семь в одном». «В Airnanny очень четко определили целевую аудиторию, это большой плюс», — говорит Сергей Бойко. По ценам на бризеры выигрывает, впрочем, Xiaomi, приборы которой в интернет-магазинах стоят от 15 тыс. рублей — почти вдвое дешевле, чем у конкурентов.
На этом рынке конкуренция только набирает обороты: идеальной линейки приборов и по качеству, и по цене нет ни у кого. У той же Xiaomi, несмотря на дешевизну приборов, немало недостатков: в их компактных устройствах нет нагревателя воздуха (не рассчитывали на российский климат) и, например, угольного фильтра, а значит, они не подойдут ни для детской комнаты, ни для тех, кто живет в сильно загрязненных районах и страдает от неприятных запахов.
У «Тиона» пока есть преимущество на рынке бризеров: если для других компаний приборы приточной вентиляции — это лишь «побочка», не делающая особой погоды, то «Тион» первым сделал достаточно широкую линейку бризеров и начал сравнительно агрессивно их рекламировать.
Российский рынок бризеров, по словам Дмитрия Трубицына, прирастает вдвое каждый год и далек от пика. Но сейчас он составляет, по оценкам «Тиона», не более сотни тысяч единиц в год.
Потенциал для роста еще есть: такие устройства могут начать продавать крупные ритейлеры электроники. Например, в сети группы «М.Видео — Эльдорадо» нет бризеров. Однако приборы «Тиона» присутствуют в крупных маркетплейсах — «Беру.ру», Wildberries, «Озон», «Холодильник.ру». Как сообщили в «Озоне», в ассортименте компании такие устройства присутствуют с 2017 года, в 2018-м их продажи выросли на 73% год к году, за десять месяцев 2019 года — на 60% к тому же периоду прошлого года.
По мнению Павла Берединского, представителя компании Spli.ru, продавца климатической техники, особой разницы между представленными на российском рынке бризерами нет, тем более что вся техника, по его сведениям, собирается в Китае и из китайских комплектующих. Это отчасти так и в случае с «Тионом», который немалую часть комплектующих для бризеров привозит из Китая, где у него есть своя компания, работающая с китайскими фабриками.
В частности, в Китае отливаются пластиковые детали. В России на предприятии в Бердске производится сборка бризеров, но не только. Что-то приходится делать самим из-за отсутствия или нестабильной работы подрядчиков, хотя «Тион» и хотел бы отдать все это на аутсорсинг. «Недавно нам пришлось запустить участок полимерной окраски как раз из-за проблем с подрядчиками, а скоро откроем участок по производству сорбентов», — рассказывает Дмитрий Трубицын. От работы в Китае он уже порядком устал: любое изменение и каждое внедрение новшеств с китайцами — это бой. Но перевести производство в Россию невозможно не столько из-за не складывающейся экономики, сколько из-за технологических проблем: «У нас нет подходящих предложений услуг по литью пластиковых корпусов, а самим заниматься этим просто безумие. Если кто-то сделает нормальное литье, то заказчики у него наверняка найдутся и кроме нашей компании».
От бризеров «Тион» как раз переходит к новому этапу развития бизнеса — созданию экосистемы управления климатом в помещении, которая сейчас воплощается в станции MagicAir. В дальнейшем она будет трансформироваться, считают в «Тионе». «Сейчас большинство пользователей все еще относятся к этому продукту как к способу управления бризерами, — говорит Трубицын. — Но мы видим его как вершину системы «умного климата», под которой находится линейка исполнительных устройств — очистителей, увлажнителей воздуха и других приборов».
Схема такая: MagicAir через различные датчики собирает данные о состоянии воздуха в помещении, пользователь видит их на своем смартфоне, может там же выставить желательные для него параметры и дать команду MagicAir достичь их. Устройство само будет управлять различными климатическими приборами — собственно бризером, кондиционером, увлажнителем воздуха и даже регулировать подачу тепла в батареи отопления, если там установлены специальные клапаны. Удобство системы в том, что одно устройство позволяет отрегулировать все — от температуры и влажности воздуха до уровня CО (в понятных пределах, конечно же) — и не нужно настраивать каждый климатический прибор в отдельности.
Как планирует команда «Тиона», MagicAir должна в будущем перестать иметь физическое воплощение и стать открытой платформой, набором инструментов для разработчиков продуктов в области управления микроклиматом в помещении. «В эту сторону мы и идем. Мы не хотим слишком долго конкурировать на рынке устройств, которые не эволюционируют, — рассуждает Трубицын. — В системе разделения труда мы займем место где-то наверху. По крайней мере, так мы сейчас фантазируем на эту тему».
Продажи Magic Air пока невелики. «На наших серверах мы видим, что в режиме реального времени работают первые десятки тысяч систем Magic Air, в каком-то количестве случаев пользователи подключили еще и кондиционеры», — говорит Дмитрий Трубицын.
Впрочем, возможности управления климатической техникой через телефон или планшет не уникальны: как рассказали в «Новом воздухе», они есть и у приборов Xiaomi. Но если у «Тиона» бризер с такой системой будет стоить под 50 тыс. рублей, то китайский вариант почти вдвое дешевле. Но главное, для Xiaomi это лишь часть системы «умный дом», которая включает в себя умные розетки, лампы и управление прочей бытовой техникой. И многие все-таки делают выбор в пользу китайского гиганта, у которого цель бизнеса, строго говоря, не чистый воздух в каждый дом, а предложение доступного умного дома с недорогими гаджетами.
«Микроклимат страшно прожорливый по части энергии, — рассказывает Дмитрий Трубицын. — А мы со своими датчиками и программным обеспечением можем работать в режиме energy response и в критический момент для энергопотребления в городе, например, отключить на короткое время кондиционеры — и этого никто не заметит, в отличие от лампочек. При этом не случится блэкаута — это если объяснять эффект от наших технологий просто. Работая в таком режиме по ряду объектов, мы способны снизить себестоимость генерации энергии, ведь в базе она не равна ее же стоимости в пике. В какой-то момент возникает вопрос: либо вводить еще генерацию, либо попробовать оптимизировать энергопотребление в городе».
Чтобы создавать все эти сложные продукты, компания формирует новые отделы разработки (раньше управление ИТ-разработками «Тион» по большей части отдавал на аутсорсинг) и объединяет имеющиеся: это должно облегчить управление ими и обеспечить возможность работать с бóльшим числом ИТ-продуктов. «Речь идет не просто об ИТ — за этим стоят еще математика и алгоритмы, а это довольно сложная часть», — отмечает Трубицын. Таким образом компания готовится выйти на рынок сервиса, ПО и программно-аппаратных комплексов по управлению микроклиматом в помещении. Продажи этих продуктов могут расти быстрее, чем в традиционных для «Тиона» направлениях, так как «железной» составляющей в них почти нет.
Полтора года назад «Тион» запустил проект CityAir (выделен в отдельную компанию) по разработке сетей мониторинга атмосферного воздуха для компаний и госструктур. Компания поставляет им датчики, программное обеспечение, занимается агрегированием и интерпретацией данных. По словам Дмитрия Трубицына, эти услуги востребованы не только в России, и именно CityAir планируется активно выводить на европейский рынок. «У нас нет кризиса идей и планов на новые продукты, — говорит предприниматель. — Финансируем свои идеи мы, акционеры, собственными силами или реинвестируем прибыль. Пока у нас нет оформившейся потребности в средствах от сторонних инвесторов. Мне приятно видеть, что компания становится самостоятельной, а я буду еще какое-то время полезен с точки зрения в том числе продуктовой генерации. Возможно, будет какое-то подразделение в «Тионе», где мы сможем разрабатывать несерийные перспективные продукты, чтобы потом внедрять их в компании. Это то, что понятно и интересно и мне, и тем людям, которые стояли у истоков «Тиона», и мы такие вещи сохраним».
«Тион» первым вывел на российский рынок бризеры — приборы приточной вентиляции собственной разработки. Рынок бризеров в России пока не превышает сотни тысяч единиц продукции в год, но их продажи ежегодно динамично растут.